Функциональная грамотность

            Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Полянская средняя

общеобразовательная школа"

Функциональная грамотность

 

 

Эффективный опыт работы педагогов по формированию функциональной грамотности.

Доступ к материалам осуществляется по адресу: https://drive.google.com/drive/folders/1fC1RuzHKNbuHiNf0i9Ga_N3chqOX2cYC?usp=sharing

 

Международная научно-практическая конференция «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: НОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ» Проведение конференции планируется 1-2 ноября 2022 года на двух площадках: в г. Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и в г. Челябинске на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Конференция будет проходить в очно-заочном формате.

Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176-04 О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Региональный уровень

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01.02. 2021 № 19-1806/2021 Об электронном банке тренировочных   заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 18.02. 2021 № 19-3466/2021 «О мониторинге использования   электронного банка тренировочных   заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.04. 2021 № 19-8069/2021 О результатах мониторинга использования   электронного банка тренировочных   заданий по оценке функциональной грамотности

Приложение к письму Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.04. 2021 № 19-8069/2021 О результатах мониторинга использования   электронного банка тренировочных   заданий по оценке функциональной грамотности

Методические рекомендации для учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области

Школьный уровень

 Приказ   от 01.09.2022 г. №156 "Об организации работы по развитию функциональной грамотности  в МБОУ «Полянская СОШ» на 2022-2023 учебный год.

Приложение 1.  к приказу №156 

План мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Полянская СОШ»на 2022/23 учебный год

 Договор о сетевой форме реализации образовательной программы

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ «Каменская СОШ"

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ

регионального проекта «Развитие функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области

№           

 Мероприятия

 

Сроки

 1

Обучение педагогов в формате интерактивных проектных сессий, потоковых лекций, а также адресных консультаций с учетом выявленных профессиональных дефицитов педагогов.

Февраль – апрель 2023 года

2

Организация сетевых активностей для педагогов

Февраль – апрель 2023  года

 3

Организация сетевых активностей для обучающихся

Февраль – апрель 2023 года

 4

Подготовка и проведение мастер-классов участниками проектных команд

 

Май 2023 года

5

Итоговая диагностика педагогов

 

Май 2023 года

 6

Итоговая диагностика обучающихся

 

Май 2023 года

 7

Организация и проведение конференции

 

Июнь 2023 года

 8

Сбор, подготовка и издание сборника материалов

 

Июнь 2023 года

 9

Организация и проведение итоговой сессии

 

Июнь 2023 года

 

МЕРОПРИЯТИЯ

регионального проекта «Развитие функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области»

 

№ п/п

Дата

Время

Тема

Ссылка для подключения

1

25 января 2023 года

 

15.00 часов

 

Как оформлять материалы для сборника статей

 

https://us02web.zoom.us/j/82913014171?pwd=SkZ4dVBPcnlZOGdhNDFjaHVWckhKUT09

Идентификатор конференции: 829 1301 4171

Код доступа: 355908

2

31 января 2023года

16.00 часов

Современная учебная презентация: подходы к разработке и основные дизайнерские принципы

https://us02web.zoom.us/j/82913014171?pwd=SkZ4dVBPcnlZOGdhNDFjaHVWckhKUT09

Идентификатор конференции: 829 1301 4171

Код доступа: 355908

3

01 февраля 2023 года

15.00 часов

Презентации онлайн: облачные сервисы для создания презентаций

https://us02web.zoom.us/j/82913014171?pwd=SkZ4dVBPcnlZOGdhNDFjaHVWckhKUT09

Идентификатор конференции: 829 1301 4171

Код доступа: 355908

4

02 февраля 2023 года

16.00 часов

Учебные интернет-страницы: подходы к разработке, основные инструменты для создания

https://us02web.zoom.us/j/82913014171?pwd=SkZ4dVBPcnlZOGdhNDFjaHVWckhKUT09

Идентификатор конференции: 829 1301 4171

Код доступа: 355908

5

07 февраля 2023 года

15.00 часов

Учебная инфографика: подходы к разработке, инструменты и сервисы

https://us02web.zoom.us/j/82913014171?pwd=SkZ4dVBPcnlZOGdhNDFjaHVWckhKUT09

Идентификатор конференции: 829 1301 4171

Код доступа: 355908

6

08 февраля 2023 года

15.00 часов

Онлайн-сервисы для разработки тестовых заданий

https://us02web.zoom.us/j/82913014171?pwd=SkZ4dVBPcnlZOGdhNDFjaHVWckhKUT09

Идентификатор конференции: 829 1301 4171

Код доступа: 355908

7

09 февраля 2023 года

16.00 часов

Интерактивные квесты своими руками

https://us02web.zoom.us/j/82913014171?pwd=SkZ4dVBPcnlZOGdhNDFjaHVWckhKUT09

Идентификатор конференции: 829 1301 4171

Код доступа: 355908

  РАСПИСАНИЕ

обучающих семинаров-практикумов

«Актуальные вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся

Ленинградской области. Анализ и использование результатов диагностики»

22 - 25 ноября 2022 г.

Цель: обучение интерпретации и использованию результатов диагностики сформированности функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области, обсуждение подходов к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся, изучение инструментария формирования естественно-научной грамотности обучающихся.

 

Формат: онлайн-мероприятия.

Целевая аудитория: руководители и педагоги образовательных организаций Ленинградской области.

 

Дата

Время

Тема выступления

Спикер

Ссылка для подключения

22.11.2022

13.00 – 14.30

Актуальные вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области

Волынчук Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, руководитель образовательных проектов АО «Академия «Просвещение»

https://edu.prosv.ru/pl/webinar/show?id=2661619

24.11.2022

13.00 – 14.30

Анализ, интерпретация и использования результатов диагностики обучающихся в работе учителей-предметников

Говорова Елена Сергеевна, международный эксперт PISA, руководитель «2Е»

Волынчук Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, руководитель образовательных проектов АО «Академия «Просвещение»

https://edu.prosv.ru/pl/webinar/show?id=2661622

25.11.2022

13.00 – 14.30

Вопросы формирования естественнонаучной грамотности обучающихся для учителей, работающих в 6-9 классах

Мерщиев Александр Валерьевич, кандидат биологических наук, руководитель образовательных проектов АО «Академия «Просвещение»

https://edu.prosv.ru/pl/webinar/show?id=2661627

 

 Проект "Развитие функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области"

Дата

 

Название

                                                   

Ссылка

 

14.11.2022 г.,

15:00            

Занятие 1. Развитие читательской грамотности

https://us02web.zoom.us/j/81587029874?pwd=TmVvbmJyamtWZ0 wzSm1QL3RZQUNldz09

Идентификатор конференции: 815 8702 9874

Код доступа: 327048

15.11.2022 г.,

16.00

Занятие 2. Развитие математической грамотности

https://us02web.zoom.us/j/84413642969?pwd=eGZsOWhWVTFVeT lyakttcUVmZW00QT09

Идентификатор конференции: 844 1364 2969

Код доступа: 382228

16.11.2022 г.,

15.00

Занятие 3. Развитие естественно-

научной грамотности

https://us02web.zoom.us/j/88173412379?pwd=bDk5RTNnRDBmVj

BlVHRXS2grSFNpUT09

Идентификатор конференции: 881 7341 2379

Код доступа: 950967

17.11.2022 г.,

16.00

Формирование глобальных компетенций

https://us02web.zoom.us/j/85090789451?pwd=dzgvUkVyemFhbm R2Z0toMDE2Sk54UT09

Идентификатор конференции: 850 9078 9451

Код доступа: 816676

18.11.2022 г.,

15.00

Развитие креативности

https://us02web.zoom.us/j/81632335993?pwd=T0xnUjJ3Q2hBSjQy MnNQZW1lUEE4Zz09

Идентификатор конференции: 816 3233 5993

Код доступа: 999783

 

Ссылка на запись вводной встречи • https://youtu.be/wLaB_hkFbV4

Презентация

 

 

Реализации мероприятий «Развитие функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области»

 

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации мероприятий

Информация, предоставляемая  в сроки реализации мероприятий

1.

Организационные мероприятия

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.1.

Формирование реестра участников проекта (не менее 3 педагогов и не менее 10 обучающихся от школы)

12-19.09.2022

2.

Организация и проведение опросов (анкетирований) педагогических работников и обучающихся образовательных организаций Ленинградской области.

2.1.

Проведение входной диагностики педагогов (учителя математики, русского языка, литературы, физики, биологии, обществознания, географии, иностранного языка.

По желанию: учителя истории, музыки, МХК)

19.09-02.10.2022

2.2.

Проведение входной диагностики обучающихся 5-7 классов

19.09-02.10.2022

3.

Организация сетевых активностей для педагогов и учащихся

3.1.

Организация и проведение обучающих мероприятий на образовательной платформе для педагогов Ленинградской области по развитию функциональной грамотности обучающихся  с учетом кластеризации по результатам входной диагностики.

03.10 – 30.10.2022

3.2.

Лекции для педагогов по функциональной грамотности, размещение материалов по функциональной грамотности для педагогов на образовательной платформе и сети ВК (записи вебинаров, инфографики, разбор заданий, полезные приёмы формирования ФГ и проч.).

03.10 – 30.10.2022

3.3.

Организация сетевой активности обучающихся: конкурсные задания на скорость и правильность выполнения, современные приёмы работы с информацией (поиск, структурирование, передача, мнемонические приёмы, визуализация информации и проч.), навыки презентации, финансовая грамотность, сторителлинг, квесты и т. д.

03.10 – 30.10.2022

3.4.

Информационное и консультационное сопровождение педагогов и обучающихся в подборе и освоении обучающего контента.

03.10 – 30.10.2022

4.

Организация и проведение обучающих мероприятий в формате проектных интенсивных сессий для педагогов Ленинградской области с целью  развития функциональной грамотности обучающихся с учетом кластеризации по результатам промежуточной диагностики.

4.1.

Формирование проектных команд педагогов образовательных организаций Ленинградской области с целью развития функциональной грамотности обучающихся

17.10- 13.11.2022

4.2.

Обучение проектных команд с целью развития функциональной грамотности обучающихся в формате интерактивных интенсивных сессий.

17.10- 13.11.2022

 

Подготовка и проведение мастер-классов и формирование банка «лучших практик» педагогических технологий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся, и их презентация в формате мастер-классов.

17.10- 13.11.2022

5.

Проведение мероприятий по обмену опытом работы между участниками проекта

5.1.

Формирование банка «успешных практик» по формированию функциональной грамотности школьников

14.11-15.12.2022

5.2.

Сбор, подготовка и издание сборника материалов по результатам проведенных мероприятий и конференции с включением успешных практик по формированию функциональной грамотности обучающихся.

14.11-15.12.2022

5.3.

Разработка рекомендаций по развитию функциональной грамотности обучающихся и реализации соответствующих проектов в образовательных организациях Ленинградской области.

14.11-15.12.2022

5.4.

Организация и проведение итоговой сессии для руководителей и организаторов проекта развития функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области. Подготовка итогового отчета.

14.11-15.12.2022

7.

Организационно-консультационное, информационное, техническое сопровождение мероприятий, включая методическое, юридическое, бухгалтерское сопровождение

7.1.

Сбор, подготовка и проведение итоговой конференции с включением успешных практик по формированию функциональной грамотности обучающихся.

До 15.12.2022

 

График

реализации мероприятий «Информационно-методическое сопровождение школ Ленинградской области по формированию функциональной грамотности при переходе на обновленные ФГОС»

 

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации мероприятий

Информация, предоставляемая  в сроки реализации мероприятий

1.

Диагностика уровня готовности управленческого и педагогического состава региона к реализации обновлённых ФГОС

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.1.

Проведение диагностики на выявление актуального уровня готовности руководителей и педагогического состава образовательных организаций Ленинградской области к реализации обновлённых ФГОС

14-21.09.2022

2.

Реализация программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Работаем по обновленным ФГОС: вопросы управления»

2.1.

Реализация программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Работаем по обновленным ФГОС: вопросы управления» в заочной форме (объем – не менее 40 академических часов)

03.10 – 15.11.2022

3.

Реализация программы повышения квалификации для методистов региональных институтов повышения квалификации и развития образования, руководителей методических объединений образовательных организаций, педагогов-тьюторов по сопровождению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС общего образования. «Работаем по обновленным ФГОС: тьюторская поддержка» (40 ак.ч.)

3.1.

Реализация программы повышения квалификации для методистов региональных институтов повышения квалификации и развития образования, руководителей методических объединений образовательных организаций, педагогов-тьюторов по сопровождению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС общего образования «Работаем по обновленным ФГОС: тьюторская поддержка» заочной форме (объем – не менее 40 академических часов)

03.10 – 15.11.2022

4.

Обсуждение итоговых результатов проекта и механизмов распространения его результатов на систему образования региона

4.1.

Проведение в режиме онлайн итоговой региональной научно-практической конференции по актуальным вопросам введения обновленных ФГОС с обсуждением итоговых результатов проекта, включая оценку текущей готовности системы образования региона к введению обновленных ФГОС (запись трансляции продолжительностью не менее 2 академических часов)

29-30.11.2022

4.2.

Формирование дорожной карты по системе первоочередных действий по введению обновленных ФГОС для распространения результатов проекта на систему образования региона (объем не менее 0,5 п. л., формат А4, 14 кегль, межстрочный интервал 1,5)

30.11.2022

5.

Диагностика сформированности функциональной грамотности обучающихся

5.1.

Проведение диагностики сформированности функциональной грамотности обучающихся (входная – 3000 человек)

17-21.10.2022

6.2.

Проведение обучающих семинаров-практикумов, посвященных актуальным вопросам формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области (продолжительностью по 2 академических часа каждый (видеозапись), общее количество участников вебинаров – не менее 300 человек)

6.1.

Актуальные вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области

12.09.2022

6.2.

Анализ, интерпретация и использования результатов диагностики обучающихся в работе учителей-предметников

25.11.2022

6.3.

Вопросы формирования естественнонаучной грамотности обучающихся для учителей, работающих в 6-9 классах

14.10.2022

7.

Организационно-консультационное, информационное, техническое сопровождение мероприятий, включая методическое, юридическое, бухгалтерское сопровождение

7.1.

Организационно-консультационное, информационное, техническое сопровождение мероприятий, включая методическое, юридическое, бухгалтерское сопровождение в онлайн-формате

До 30.11.2022

 

Федеральные ресурсы:

 Сайт «Единое содержание общего образования. Обеспечение организационно-методического сопровождения и координации деятельности субъектов РФ по включению методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности школьников в региональные системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов.

 «Российская электронная школа». Банк работ нового формата по всем видам функциональной грамотности. Задания могут быть использованы как для диагностики уровня сформированности функциональной грамотности школьников с 6 по 9 класс, так и для формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.

Институт стратегии развития образования РАО
1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы.
2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя:
– открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
– методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
– методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.
4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения

 

Методическая помощь
Тематический классификатор содержания образования
Методические интерактивные кейсы

Профилактика и коррекция трудностей в обучении

Всероссийские просветительские мероприятия и конференции

Методические пособия и видеоуроки
Подборка методических материалов и нормативных документов для учителей-предметников
Виртуальные лабораторные работы
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Методические материалы по функциональной грамотности

 Компетенции 4К:формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации

Материалы для учителей и преподавателей образовательных организаций, в которых проходит региональная оценка  по модели PISA

Уроки формирования ФГ

Мониторинг использования электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Задания для подготовки к PISA

 

Материалы по читательской грамотности

PISA-Читательская грамотность

Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2009 (по материалам апробационного исследования). скачать

Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2000. скачать 

Презентация вебинара «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать ,  смотреть вебинар

Основные подходы к оценке читательской грамотностискачать 

Примеры заданий PISA читательская грамотность

Онлайн-задания по читательской грамотности:

·        КУРИНЫЙ ФОРУМ

·        РАПАНУИ

·        КОРОВЬЕ МОЛОКО

·        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  Задания представлены на официальном сайте  ОЭСР. https://www.oecd.org/pisa/

 

                           Материалы по математической  грамотности

 PISA-Математическая грамотность

Примеры открытых заданий по математике (по материалам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2003, 2012 гг.). скачать   Примеры открытых заданий по математике. PISA-2003. скачать 

Примеры открытых заданий по математике. PISA-2000. скачать 

Презентация вебинара «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар

Основные подходы к оценке математической грамотности. скачать 

Примеры заданий PISA математическая грамотность

 

Материалы по естественно -научной грамотности 

PISA-естественнонаучная  грамотность

Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности. скачать (zip, 1189 КБ)

Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2015. скачать (zip, 3809 КБ)

Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015 года (на русском языке):

1. Задание «Миграция птиц»

2. Задание «Бег в жаркую погоду»

3. Задание «Исследование склонов долины»

4. Задание «Метеороиды и кратеры»

5. Задание «Рациональное рыбоводство»

Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2006. скачать 

Презентация вебинара «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар

Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности. скачать 

Примеры заданий PISA естественнонаучная грамотность

 

Материалы по финансовой грамотности

PISA-финансовая грамотность

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. PISA-2012. скачать 

Презентация вебинара «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар

Примеры заданий PISA финансовая грамотность

Результаты международного исследования PISA-2018 по финансовой грамотности. скачать (zip, 1241 КБ)

 

PISA-Креативное мышление

Примеры заданий PISA креативное мышление

 

Примеры заданий PISA- ссылки

 

Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018. скачать 

 

Материалы по оценке глобальных компетенций

-Презентация вебинара «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать , смотреть вебинар

-Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018. скачать (zip, 4234 КБ)

-22-23 октября 2020 года были открыты результаты исследования PISA-2018 по глобальным компетенциям. С отчетом по результатам российских учащихся в данном направлении исследования, подготовленным сотрудниками Центра ОКО ИСРО РАО, которые проводили это исследование в России, можно познакомиться на сайте ФИОКО

 

Примеры заданий по чтению, математике, естествознанию

Задания, направленные на формирование метапредметных компетенций учащихся

·            Русский язык

·        Русская литература

·        Математика

·        Информатика

·        Всемирная история

·        Обществоведение

·        География

·        Биология

·        Физика

          Химия

  Материалы семинаров и вебинаров

-Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар

-Программа серии вебинаров «Проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 282 КБ)

-Презентация вебинара 1. «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 4316 КБ) смотреть вебинар

-Презентация вебинара 2. «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 6274 КБ) смотреть вебинар

-Презентация вебинара 3. «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 7960 КБ) смотреть вебинар

-Презентация вебинара 4. «Оценка читательской грамотности учащихся основной школы. Использование стандартизированных измерительных материалов, созданных российскими разработчиками с учетом требований исследования PISA». скачать (zip, 17121 КБ) смотреть вебинар

-Презентация вебинара 5. «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 5294 КБ) смотреть вебинар

-Презентация вебинара 6. «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 2568 КБ) смотреть вебинар

Презентация вебинара 7. «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать (zip, 3115 КБ) смотреть вебинар

 Результаты исследования PISA-2018

-Краткие результаты исследования PISA-2018. скачать (zip, 2768 КБ)

Материалы по проведению международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях

-Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар

Материалы совещания региональных координаторов 2 апреля 2018 года

-Материалы совещания региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 40 892 КБ)

Алексашина, Ирина Юрьевна. А46 Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.

 

Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях,

она фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.

Задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы.

ОГЭ и ЕГЭ направлены на оценку предметного знания — знания фактов и умений решать типовые задачи.

Они не оценивают компетентность как умение действовать в нестандартной жизненной ситуации.

Для формирования и оценки функциональной грамотности в международной практике используют специальный формат заданий.

Структура и содержание таких заданий значительно отличаются от традиционных учебно-познавательных задач.

Осмысление педагогами этих принципиальных отличий создает условия для отбора и самостоятельного конструирования заданий для развития каждого вида функциональной грамотности,

что позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования.

Особенностям этих заданий и методике их разработки и посвящена эта книга. Издание предназначено учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам, работникам системы педагогического образования и широкому кругу педагогической общественности.

 Данное издание можно скачать на сайте МБУ «ВРИМЦ»

http://metod.cit-vbg.ru/index.php/metodicheskij-otdel/pisa

 

ОНЛАЙН УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее – комитет)  информирует о необходимости организовать в образовательных организациях, участвующих в общероссийской оценке по модели PISA, работу по использованию электронного банка заданий.

Ссылка на Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru .

На главной странице электронного банка также содержится «Руководство пользователя», с подробной инструкцией по работе с банком.

Необходимо обеспечить доступ образовательных организаций, отобранных для общероссийского исследования, к банку заданий, с целью знакомства обучающихся с распространенными форматами заданий, использующихся для оценки функциональной грамотности.

Дополнительно сообщаем, что Министерством просвещения подготовлен обучающий вебинар, описывающий работу с банком заданий.

Ссылка на вебинар: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4 

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

просмотр

Интенсив Я Учитель 3.0

просмотр

Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

просмотр

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

просмотр

Вебинар "Об организационной и методической готовности к проведению исс. "Общероссийская оценка по модели PISA"

просмотр
Методические материалы по функциональной грамотности ссылка

Для всех образовательных организаций открыт доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа).

Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

- формирование банка заданий;

- формирование проектов тренировочных работ;

- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

- проверку развернутых ответов экспертами;

- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). Если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию.

После авторизации на Платформе становится доступной возможность  создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться процесс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости её проверки.

Ссылка на систему в информационно-коммуникационной сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru

По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты: fg@edu.ru.

https://media.prosv.ru/fg/

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

 

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности.

 

Открытый банк / Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности 

В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:

•200 заданий для обучающихся 7 классов;
•200 заданий для обучающихся 8 классов;
•300 заданий для обучающихся 9 классов.

 

 Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности    (курсы "учитель будущего")

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области  информирует о запуске ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) марафона по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.

 Ссылка на размещение материалов:

 https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Портал «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности»

вебинар  Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень образованности современного школьника. Практическая реализация предметных и метапредметных задач в свете новых ФГОС НОО.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ  презентация

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

презентация

Издательство «Просвещение» в 2020 году основало серию «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Книги и пособия данной серии рекомендованы Ученым советом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования».

Серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»:

предназначена для формирования и мониторинга всех компонентов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA;

предлагает обучающие и тренировочные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях;

содержит развернутые описания особенностей оценки заданий и рекомендаций по их использованию;

рекомендуется к использованию на уроках и во внеурочной деятельности, а также для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности обучающихся.

Комплект входят следующие пособия:

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.


Структура пособия:

Пособие содержит обращение к обучающемуся, разъясняющее характер и назначение предлагаемых заданий. В пособии описаны общие подходы к оценке данного направления функциональной грамотности и предложены измерительные материалы.

В первой части пособия даётся пример обучающего задания (блока заданий, работы на основе текста) с комментированным ответом и разъяснением основных подходов к оценке выполнения задания.

Во второй части пособия предлагаются задания для самостоятельной работы учащихся и ответы к заданиям, сформулированные как основа для самопроверки.

Приобрести книги и пособия серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» можно в официальном интернет-магазине издательства «Просвещение» https://shop.prosv.ru/

Книги из серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», издательства Просвещение

Дата последнего обновления страницы 31.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения