Международная научно-практическая конференция «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: НОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ» Проведение конференции планируется 1-2 ноября 2022 года на двух площадках: в г. Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и в г. Челябинске на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Конференция будет проходить в очно-заочном формате.
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ «Каменская СОШ"
МЕРОПРИЯТИЯ
регионального проекта «Развитие функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области
№
Мероприятия
Сроки
1
Обучение педагогов в формате интерактивных проектных сессий, потоковых лекций, а также адресных консультаций с учетом выявленных профессиональных дефицитов педагогов.
Февраль – апрель 2023 года
2
Организация сетевых активностей для педагогов
Февраль – апрель 2023 года
3
Организация сетевых активностей для обучающихся
Февраль – апрель 2023 года
4
Подготовка и проведение мастер-классов участниками проектных команд
Май 2023 года
5
Итоговая диагностика педагогов
Май 2023 года
6
Итоговая диагностика обучающихся
Май 2023 года
7
Организация и проведение конференции
Июнь 2023 года
8
Сбор, подготовка и издание сборника материалов
Июнь 2023 года
9
Организация и проведение итоговой сессии
Июнь 2023 года
МЕРОПРИЯТИЯ
регионального проекта «Развитие функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области»
«Актуальные вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся
Ленинградской области. Анализ и использование результатов диагностики»
22 - 25 ноября 2022 г.
Цель: обучение интерпретации и использованию результатов диагностики сформированности функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области, обсуждение подходов к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся, изучение инструментария формирования естественно-научной грамотности обучающихся.
Формат: онлайн-мероприятия.
Целевая аудитория: руководители и педагоги образовательных организаций Ленинградской области.
Дата
Время
Тема выступления
Спикер
Ссылка для подключения
22.11.2022
13.00 – 14.30
Актуальные вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области
Волынчук Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, руководитель образовательных проектов АО «Академия «Просвещение»
Реализации мероприятий «Развитие функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области»
№ п/п
Основные мероприятия
Сроки реализации мероприятий
Информация, предоставляемаяв сроки реализации мероприятий
1.
Организационные мероприятия
Наименование мероприятия
Сроки проведения
1.1.
Формирование реестра участников проекта (не менее 3 педагогов и не менее 10 обучающихся от школы)
12-19.09.2022
2.
Организация и проведение опросов (анкетирований) педагогических работников и обучающихся образовательных организаций Ленинградской области.
2.1.
Проведение входной диагностики педагогов (учителяматематики, русского языка, литературы, физики, биологии, обществознания, географии, иностранного языка.
По желанию: учителя истории, музыки, МХК)
19.09-02.10.2022
2.2.
Проведение входной диагностики обучающихся 5-7 классов
19.09-02.10.2022
3.
Организация сетевых активностей для педагогов и учащихся
3.1.
Организация и проведение обучающих мероприятий на образовательной платформе для педагогов Ленинградской области по развитию функциональной грамотности обучающихсяс учетом кластеризации по результатам входной диагностики.
03.10 – 30.10.2022
3.2.
Лекции для педагогов по функциональной грамотности, размещение материалов по функциональной грамотности для педагогов на образовательной платформе и сети ВК (записи вебинаров, инфографики, разбор заданий, полезные приёмы формирования ФГ и проч.).
03.10 – 30.10.2022
3.3.
Организация сетевой активности обучающихся: конкурсные задания на скорость и правильность выполнения, современные приёмы работы с информацией (поиск, структурирование, передача, мнемонические приёмы, визуализация информации и проч.), навыки презентации, финансовая грамотность, сторителлинг, квесты и т. д.
03.10 – 30.10.2022
3.4.
Информационное и консультационное сопровождение педагогов и обучающихся в подборе и освоении обучающего контента.
03.10 – 30.10.2022
4.
Организация и проведение обучающих мероприятий в формате проектных интенсивных сессий для педагогов Ленинградской области с цельюразвития функциональной грамотности обучающихся с учетом кластеризации по результатам промежуточной диагностики.
4.1.
Формирование проектных команд педагогов образовательных организаций Ленинградской области с целью развития функциональной грамотности обучающихся
17.10- 13.11.2022
4.2.
Обучение проектных команд с целью развития функциональной грамотности обучающихся в формате интерактивных интенсивных сессий.
17.10- 13.11.2022
Подготовка и проведение мастер-классов и формирование банка «лучших практик» педагогических технологий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся, и их презентация в формате мастер-классов.
17.10- 13.11.2022
5.
Проведение мероприятий по обмену опытом работы между участниками проекта
5.1.
Формирование банка «успешных практик» по формированию функциональной грамотности школьников
14.11-15.12.2022
5.2.
Сбор, подготовка и издание сборника материалов по результатам проведенных мероприятий и конференции с включением успешных практик по формированию функциональной грамотности обучающихся.
14.11-15.12.2022
5.3.
Разработка рекомендаций по развитию функциональной грамотности обучающихся и реализации соответствующих проектов в образовательных организациях Ленинградской области.
14.11-15.12.2022
5.4.
Организация и проведение итоговой сессии для руководителей и организаторов проекта развития функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области. Подготовка итогового отчета.
14.11-15.12.2022
7.
Организационно-консультационное, информационное, техническое сопровождение мероприятий, включая методическое, юридическое, бухгалтерское сопровождение
7.1.
Сбор, подготовка и проведение итоговой конференции с включением успешных практик по формированию функциональной грамотности обучающихся.
До 15.12.2022
График
реализации мероприятий «Информационно-методическое сопровождение школ Ленинградской области по формированию функциональной грамотности при переходе на обновленные ФГОС»
№ п/п
Основные мероприятия
Сроки реализации мероприятий
Информация, предоставляемаяв сроки реализации мероприятий
1.
Диагностика уровня готовности управленческого и педагогического состава региона к реализации обновлённых ФГОС
Наименование мероприятия
Сроки проведения
1.1.
Проведение диагностики на выявление актуального уровня готовности руководителей и педагогического состава образовательных организаций Ленинградской области к реализации обновлённых ФГОС
14-21.09.2022
2.
Реализация программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Работаем по обновленным ФГОС: вопросы управления»
2.1.
Реализация программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Работаем по обновленным ФГОС: вопросы управления» в заочной форме (объем – не менее 40 академических часов)
03.10 – 15.11.2022
3.
Реализация программы повышения квалификации для методистов региональных институтов повышения квалификации и развития образования, руководителей методических объединений образовательных организаций, педагогов-тьюторов по сопровождению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС общего образования. «Работаем по обновленным ФГОС: тьюторская поддержка» (40 ак.ч.)
3.1.
Реализация программы повышения квалификации для методистов региональных институтов повышения квалификации и развития образования, руководителей методических объединений образовательных организаций, педагогов-тьюторов по сопровождению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС общего образования «Работаем по обновленным ФГОС: тьюторская поддержка» заочной форме (объем – не менее 40 академических часов)
03.10 – 15.11.2022
4.
Обсуждение итоговых результатов проекта и механизмов распространения его результатов на систему образования региона
4.1.
Проведение в режиме онлайн итоговой региональной научно-практической конференции по актуальным вопросам введения обновленных ФГОС с обсуждением итоговых результатов проекта, включая оценку текущей готовности системы образования региона к введению обновленных ФГОС (запись трансляции продолжительностью не менее 2 академических часов)
29-30.11.2022
4.2.
Формирование дорожной карты по системе первоочередных действий по введению обновленных ФГОС для распространения результатов проекта на систему образования региона (объем не менее 0,5 п. л., формат А4, 14 кегль, межстрочный интервал 1,5)
Проведение диагностики сформированности функциональной грамотности обучающихся (входная – 3000 человек)
17-21.10.2022
6.2.
Проведение обучающих семинаров-практикумов, посвященных актуальным вопросам формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области (продолжительностью по 2 академических часа каждый (видеозапись), общее количество участников вебинаров – не менее 300 человек)
6.1.
Актуальные вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области
12.09.2022
6.2.
Анализ, интерпретация и использования результатов диагностики обучающихся в работе учителей-предметников
25.11.2022
6.3.
Вопросы формирования естественнонаучной грамотности обучающихся для учителей, работающих в 6-9 классах
14.10.2022
7.
Организационно-консультационное, информационное, техническое сопровождение мероприятий, включая методическое, юридическое, бухгалтерское сопровождение
7.1.
Организационно-консультационное, информационное, техническое сопровождение мероприятий, включая методическое, юридическое, бухгалтерское сопровождение в онлайн-формате
До 30.11.2022
Федеральные ресурсы:
Сайт «Единое содержание общего образования. Обеспечение организационно-методического сопровождения и координации деятельности субъектов РФ по включению методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности школьников в региональные системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов.
«Российская электроннаяшкола». Банк работ нового формата по всем видам функциональной грамотности. Задания могут быть использованы как для диагностики уровня сформированности функциональной грамотности школьников с 6 по 9 класс, так и для формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.
Институт стратегии развития образования РАО 1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы. 2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя: – открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов) – методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров; – методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности. 3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации. 4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения
Примеры открытых заданий по математике (по материалам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2003, 2012 гг.). скачатьПримеры открытых заданий по математике. PISA-2003. скачать
Примеры открытых заданий по математике. PISA-2000. скачать
Презентация вебинара «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар
Основные подходы к оценке математической грамотности. скачать
Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018. скачать
Материалы по оценке глобальных компетенций
-Презентация вебинара «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать , смотреть вебинар
-Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018. скачать (zip, 4234 КБ)
-22-23 октября 2020 года были открыты результаты исследования PISA-2018 по глобальным компетенциям. С отчетом по результатам российских учащихся в данном направлении исследования, подготовленным сотрудниками Центра ОКО ИСРО РАО, которые проводили это исследование в России, можно познакомиться на сайте ФИОКО
-Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
-Программа серии вебинаров «Проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 282 КБ)
-Презентация вебинара 1. «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 4316 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 2. «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 6274 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 3. «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 7960 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 4. «Оценка читательской грамотности учащихся основной школы. Использование стандартизированных измерительных материалов, созданных российскими разработчиками с учетом требований исследования PISA». скачать (zip, 17121 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 5. «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 5294 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 6. «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 2568 КБ) смотреть вебинар
Презентация вебинара 7. «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать (zip, 3115 КБ) смотреть вебинар
Результаты исследования PISA-2018
-Краткие результаты исследования PISA-2018. скачать (zip, 2768 КБ)
Материалы по проведению международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях
-Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
Материалы совещания региональных координаторов 2 апреля 2018 года
-Материалы совещания региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 40 892 КБ)
Алексашина, Ирина Юрьевна. А46 Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.
Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях,
она фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.
Задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы.
ОГЭ и ЕГЭ направлены на оценку предметного знания — знания фактов и умений решать типовые задачи.
Они не оценивают компетентность как умение действовать в нестандартной жизненной ситуации.
Для формирования и оценки функциональной грамотности в международной практике используют специальный формат заданий.
Структура и содержание таких заданий значительно отличаются от традиционных учебно-познавательных задач.
Осмысление педагогами этих принципиальных отличий создает условия для отбора и самостоятельного конструирования заданий для развития каждого вида функциональной грамотности,
что позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования.
Особенностям этих заданий и методике их разработки и посвящена эта книга. Издание предназначено учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам, работникам системы педагогического образования и широкому кругу педагогической общественности.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее – комитет) информирует о необходимости организовать в образовательных организациях, участвующих в общероссийской оценке по моделиPISA, работу по использованию электронного банка заданий.
Ссылка на Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности:https://fg.resh.edu.ru.
На главной странице электронного банка также содержится «Руководство пользователя», с подробной инструкцией по работе с банком.
Необходимо обеспечить доступ образовательных организаций, отобранных для общероссийского исследования, к банку заданий, с целью знакомства обучающихся с распространенными форматами заданий, использующихся для оценки функциональной грамотности.
Дополнительно сообщаем, что Министерством просвещения подготовлен обучающий вебинар, описывающий работу с банком заданий.
Для всех образовательных организацийоткрыт доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности(далее – Платформа).
Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- формирование банка заданий;
- формирование проектов тренировочных работ;
- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
- проверку развернутых ответов экспертами;
- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы(далее – РЭШ). Если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию.
После авторизации на Платформе становится доступной возможность создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться процесс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости её проверки.
Ссылка на систему в информационно-коммуникационной сети «Интернет»:https://fg.resh.edu.ru
По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты: fg@edu.ru.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям
В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
•200 заданий для обучающихся 7 классов; •200 заданий для обучающихся 8 классов; •300 заданий для обучающихся 9 классов.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области информирует о запуске ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) марафона по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.
вебинар Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень образованности современного школьника. Практическая реализация предметных и метапредметных задач в свете новых ФГОС НОО.
Издательство «Просвещение» в 2020 году основало серию «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Книги и пособия данной серии рекомендованы Ученым советом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования».
Серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»:
предназначена для формирования и мониторинга всех компонентов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA;
предлагает обучающие и тренировочные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях;
содержит развернутые описания особенностей оценки заданий и рекомендаций по их использованию;
рекомендуется к использованию на уроках и во внеурочной деятельности, а также для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности обучающихся.
Пособие содержит обращение к обучающемуся, разъясняющее характер и назначение предлагаемых заданий. В пособии описаны общие подходы к оценке данного направления функциональной грамотности и предложены измерительные материалы.
В первой части пособия даётся пример обучающего задания (блока заданий, работы на основе текста) с комментированным ответом и разъяснением основных подходов к оценке выполнения задания.
Во второй части пособия предлагаются задания для самостоятельной работы учащихся и ответы к заданиям, сформулированные как основа для самопроверки.
Приобрести книги и пособия серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» можно в официальном интернет-магазине издательства «Просвещение»https://shop.prosv.ru/