|
Федеральные ресурсы:
Сайт «Единое содержание общего образования. Обеспечение организационно-методического сопровождения и координации деятельности субъектов РФ по включению методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности школьников в региональные системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов.
«Российская электронная школа». Банк работ нового формата по всем видам функциональной грамотности. Задания могут быть использованы как для диагностики уровня сформированности функциональной грамотности школьников с 6 по 9 класс, так и для формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.
Институт стратегии развития образования РАО 1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы. 2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя: – открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов) – методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров; – методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности. 3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации. 4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения
|
Методическая помощь |
Тематический классификатор содержания образования |
Методические интерактивные кейсы |
Профилактика и коррекция трудностей в обучении |
Всероссийские просветительские мероприятия и конференции |
Методические пособия и видеоуроки |
Подборка методических материалов и нормативных документов для учителей-предметников |
Виртуальные лабораторные работы |
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
Методические материалы по функциональной грамотности |
|
Компетенции 4К:формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации |
Материалы для учителей и преподавателей образовательных организаций, в которых проходит региональная оценка по модели PISA |
Уроки формирования ФГ |
Мониторинг использования электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности |
Основные подходы к оценке читательской грамотности. скачать
Примеры заданий PISA читательская грамотность
Онлайн-задания по читательской грамотности:
· КУРИНЫЙ ФОРУМ
· РАПАНУИ
· КОРОВЬЕ МОЛОКО
· ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Задания представлены на официальном сайте ОЭСР. https://www.oecd.org/pisa/
Материалы по математической грамотности
PISA-Математическая грамотность
Презентация вебинара «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар
PISA-естественнонаучная грамотность
Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2015. скачать (zip, 3809 КБ)
Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015 года (на русском языке ):
1. Задание «Миграция птиц»
2. Задание «Бег в жаркую погоду»
3. Задание «Исследование склонов долины»
4. Задание «Метеороиды и кратеры»
5. Задание «Рациональное рыбоводство»
Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2006. скачать
Презентация вебинара «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар
Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности. скачать
Примеры заданий PISA естественнонаучная грамотность
Материалы по финансовой грамотности
PISA-финансовая грамотность
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. PISA-2012. скачать
Презентация вебинара «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать , смотреть вебинар
Методические рекомендации по финансовой грамотности
Раздел для учителей, тьюторов и волонтеров финансового просвещения, посвященный организации и проведению учебных занятий по финансовой грамотности.
Образовательные программы и информационные кампании по финансовой грамотности Онлайн-уроки финансовой грамотности»
ссылка
ссылка
ссылка
Материалы по оценке глобальных компетенций
-Презентация вебинара «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать , смотреть вебинар
-Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018. скачать (zip, 4234 КБ)
-22-23 октября 2020 года были открыты результаты исследования PISA-2018 по глобальным компетенциям. С отчетом по результатам российских учащихся в данном направлении исследования, подготовленным сотрудниками Центра ОКО ИСРО РАО, которые проводили это исследование в России, можно познакомиться на сайте ФИОКО
Примеры заданий по чтению, математике, естествознанию
Задания, направленные на формирование метапредметных компетенций учащихся
· Русский язык
· Русская литература
· Математика
· Информатика
· Всемирная история
· Обществоведение
· География
· Биология
· Физика
Химия |
Материалы семинаров и вебинаров
-Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
-Программа серии вебинаров «Проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 282 КБ)
-Презентация вебинара 1. «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 4316 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 2. «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 6274 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 3. «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 7960 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 4. «Оценка читательской грамотности учащихся основной школы. Использование стандартизированных измерительных материалов, созданных российскими разработчиками с учетом требований исследования PISA». скачать (zip, 17121 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 5. «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 5294 КБ) смотреть вебинар
-Презентация вебинара 6. «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 2568 КБ) смотреть вебинар
Презентация вебинара 7. «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать (zip, 3115 КБ) смотреть вебинар |
Результаты исследования PISA-2018
-Краткие результаты исследования PISA-2018. скачать (zip, 2768 КБ)
Материалы по проведению международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях
-Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
Материалы совещания региональных координаторов 2 апреля 2018 года
-Материалы совещания региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 40 892 КБ) |
Алексашина, Ирина Юрьевна. А46 Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.
Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях,
она фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.
Задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы.
ОГЭ и ЕГЭ направлены на оценку предметного знания — знания фактов и умений решать типовые задачи.
Они не оценивают компетентность как умение действовать в нестандартной жизненной ситуации.
Для формирования и оценки функциональной грамотности в международной практике используют специальный формат заданий.
Структура и содержание таких заданий значительно отличаются от традиционных учебно-познавательных задач.
Осмысление педагогами этих принципиальных отличий создает условия для отбора и самостоятельного конструирования заданий для развития каждого вида функциональной грамотности,
что позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования.
Особенностям этих заданий и методике их разработки и посвящена эта книга. Издание предназначено учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам, работникам системы педагогического образования и широкому кругу педагогической общественности.
Данное издание можно скачать на сайте МБУ «ВРИМЦ»
http://metod.cit-vbg.ru/index.php/metodicheskij-otdel/pisa
|
ОНЛАЙН УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее – комитет) информирует о необходимости организовать в образовательных организациях, участвующих в общероссийской оценке по модели PISA, работу по использованию электронного банка заданий.
Ссылка на Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru .
На главной странице электронного банка также содержится «Руководство пользователя», с подробной инструкцией по работе с банком.
Необходимо обеспечить доступ образовательных организаций, отобранных для общероссийского исследования, к банку заданий, с целью знакомства обучающихся с распространенными форматами заданий, использующихся для оценки функциональной грамотности.
|
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ |
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности |
просмотр |
Интенсив Я Учитель 3.0 |
просмотр |
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности |
просмотр |
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) |
просмотр |
Вебинар "Об организационной и методической готовности к проведению исс. "Общероссийская оценка по модели PISA" |
просмотр |
Методические материалы по функциональной грамотности |
ссылка |
Для всех образовательных организаций открыт доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа).
Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- формирование банка заданий;
- формирование проектов тренировочных работ;
- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
- проверку развернутых ответов экспертами;
- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). Если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию.
После авторизации на Платформе становится доступной возможность создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться процесс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости её проверки.
Ссылка на систему в информационно-коммуникационной сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru
По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты: fg@edu.ru. |
https://media.prosv.ru/fg/ |
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям |
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности. |
Открытый банк / Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
•200 заданий для обучающихся 7 классов; •200 заданий для обучающихся 8 классов; •300 заданий для обучающихся 9 классов.
|
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (курсы "учитель будущего") |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области информирует о запуске ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) марафона по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.
Ссылка на размещение материалов:
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main |
Портал «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» |
вебинар Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень образованности современного школьника. Практическая реализация предметных и метапредметных задач в свете новых ФГОС НОО. |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ презентация |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
презентация |
Издательство «Просвещение» в 2020 году основало серию «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Книги и пособия данной серии рекомендованы Ученым советом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования».
Серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»:
предназначена для формирования и мониторинга всех компонентов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA;
предлагает обучающие и тренировочные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях;
содержит развернутые описания особенностей оценки заданий и рекомендаций по их использованию;
рекомендуется к использованию на уроках и во внеурочной деятельности, а также для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности обучающихся.
Комплект входят следующие пособия:
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Структура пособия:
Пособие содержит обращение к обучающемуся, разъясняющее характер и назначение предлагаемых заданий. В пособии описаны общие подходы к оценке данного направления функциональной грамотности и предложены измерительные материалы.
В первой части пособия даётся пример обучающего задания (блока заданий, работы на основе текста) с комментированным ответом и разъяснением основных подходов к оценке выполнения задания.
Во второй части пособия предлагаются задания для самостоятельной работы учащихся и ответы к заданиям, сформулированные как основа для самопроверки.
Приобрести книги и пособия серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» можно в официальном интернет-магазине издательства «Просвещение» https://shop.prosv.ru/ |
Книги из серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», издательства Просвещение |