Участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в в реализации профориентационногго минимума
Профориентационный минимум предусматривает создание специальных условий для участия отдельных групп и категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Общеобразовательным организациям, реализующим как основные, так и адаптированные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также адаптированные основные образовательные программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рекомендуется предусмотреть отдельные направления профориентационной работы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также на основе организации межведомственного взаимодействия.
В рамках профориентационной работы всем участникам доступен методический инструментарий, адаптированный по содержанию для трех возрастных категорий (6-7, 8-9, 10-11 классы) и следующих нозологических групп (возможно объединение некоторых групп):
-нарушение зрения (слабовидящие) – это обучающиеся, получающие основное общее образование по вариантам 4.1 и 4.2 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;
- задержка психического развития – это обучающиеся, получающие основное общее образование по федеральной адаптированной образовательной программе;
- интеллектуальные нарушения – это обучающиеся, получающие образование по первому варианту федеральной адаптированной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- общие заболевания – это обучающиеся с инвалидностью, не имеющие статуса ОВЗ, получающие основное общее образование по федеральной образовательной программе основного общего образования, а также среднее общее образование;
Для проведения мероприятий по профессиональному выбору, в которых могут принять участие обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, разработана матрица соответствия возможностям представителей разных нозологических групп – тем или иным предметным областям труда, профессиональным средам профориентационных мероприятий, а также компетенциям чемпионатов «Абилимпикс». Данная матрица отражает возможность проведения практических мероприятий по данным компетенциям .
Также приводятся общие рекомендации по реализации мероприятий профессионального выбора для данной аудитории
Для более эффективного осуществления профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в субъектах РФ.
Ресурсы данных организаций позволяют организовывать и осуществлять мероприятия по профессиональному выбору с учетом специфических особенностей развития и возможностей этих категорий обучающихся.
Участие в мероприятиях по профессиональному выбору обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможно как совместно с обучающимися без ОВЗ, если это не создает трудностей при проведении мероприятий, так и отдельно. При этом возможно объединение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в группы по 5-6 человек по нозологиям.
Необходимо соблюдение следующих основных специальных условий при организации мероприятий по профессиональному выбору для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
-со стороны площадок проведения профориентационных мероприятий:
-обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на площадки проведения профориентационных мероприятий, в т.ч. в аудитории, туалетные и другие помещения, а также возможности их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов необходимо предусмотреть проведение мероприятий на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);
- обеспечение возможности безопасного и комфортного нахождения и перемещения на площадке проведения профориентационных мероприятий;
- учет особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в т.ч. потребности в специальной адаптации рабочего места, организации специальных условий среды, создании специального рабочего места, в оснащении рабочего места вспомогательными техническими средствами, в обеспечении специализированным основным и вспомогательным оборудованием, в дополнительном обеспечении мерами сигнализации и техники безопасности и др.;
-наличие у организатора, проводящего мероприятие по профессиональному выбору, в штате или на договорных условиях персонала, обладающего соответствующей квалификации по работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью определенной нозологической группы, в т.ч. тьюторов, ассистентов-помощников и иных категорий специалистов сопровождения, оказывающих обучающимся данной категории необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с педагогами-навигаторами);
- со стороны участников профориентационных мероприятий:
-согласие родителей (законных представителей);
- наличие сопровождающих лиц (при необходимости);
- отсутствие ограничений и противопоказаний для конкретных профессий по выполнению практических задач в рамках данных профессий в соответствии с нозологией обучающегося (с учетом вредных и/или опасных производственных факторов и работ, влияющих на здоровье обучающихся с ОВЗ и инвалидностью), а также рекомендаций в заключении психолого-медико-педагогической комиссии в индивидуальной программе реабилитации.
Родителю/законному представителю, организующему участие ребенка с ОВЗ и инвалидностью в мероприятиях по профессиональному выбору, рекомендуется заблаговременно уточнить характер и содержание мероприятия и убедиться в его доступности для ребенка.
Рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории (в качестве продолжения профориентации) предусматривают отметку о доступности рекомендованной активности детям с теми или иными нозологиями.